Союз Бумажных Оптовиков

Комментарии СБО

Необходимость упорядочить взаимоотношения в цепочке «фабрика-производитель – оптовик – типография» назрела давно. Неурегулированность отношений между участниками рынка обуславливалась несовместимостью устаревших отечественных подзаконных актов (в частности, инструкций Госарбитража по приемке товаров по количеству и качеству № № П6 и П7) и Международных Правил торговли бумагой (которыми руководствуются зарубежные производители); устаревших отечественных ГОСТов образца 60х-70х годов прошлого столетия, регламентирующих качественные показатели продукции и современных технических условий заводов изготовителей. Такая ситуация приводила к тому, что участники рынка по-разному трактовали свои права и ответственность при осуществлении поставок бумаги и материалов для печати.

Содружество бумажных оптовиков приняло на себя миссию по приведению взаимоотношений между поставщиками и потребителями бумаги к единому стандарту, учитывающему реалии сегодняшнего дня. Вводимые в действие «Общие правила торговли бумагой и картоном» являются едиными и обязательными для всех фирм – участников Содружества. Документ прошел экспертизу и получил одобрение Центрального Научно-исследовательского института Бумаги и зарегистрирован в качестве Стандарта общественной организации.

Прежде всего, следует пояснить, чем мы руководствовались при составлении этого документа. Основой юридических аспектов «Общих правил торговли бумагой и картоном» послужили те договорные взаимоотношения, которые существуют между производителями и поставщиками бумаги. При составлении контрактов обе стороны руководствуются едиными общеевропейскими Правилами торговли (в отдельных странах могут встречаться незначительные отличия, отражающие местную специфику, но по принципиальным положениям они идентичны).

Но есть и технические условия, на основании которых производится та или иная продукция. И мы, поставщики, и вы, потребители этой продукции, не имеем возможности непосредственно влиять на них, равно как и на допускаемые отклонения, заложенные при проектировании производящего бумагу оборудования. Наша задача, как оптовиков, – наиболее полно донести до вас информацию о характеристиках и возможностях товара, помочь сделать правильный выбор, исходя из ваших потребностей, и обеспечить своевременную поставку выбранного товара. Именно эта цель лежит в основе как проверенных временем европейских Правил торговли, так и вводимого в действие нового российского стандарта.

Задача предприятий оптовой торговли – это, прежде всего, предоставление потребителям сервисных услуг: поддержание большого ассортимента на складах, осуществление поставок товара на заказ, логистика, хранение заказанного товара, доставка его покупателю своим автотранспортом. Все это – чрезвычайно затратные процедуры, требующие не только четкого взаимодействия структурных подразделений фирм-оптовиков, но также понимания этих механизмов и однозначной постановки задач покупателем.

Основные положения

В документе упорядочены, собраны воедино те термины и понятия, которыми приходится оперировать при работе с бумагой и картонами, так как подчас недопонимание между сторонами возникает уже на этом элементарном уровне. Возможно, что для кого-то это окажется своеобразным «ликбезом». Так, например, приведены обозначения машинного направления (преимущественного направления волокон на листе), принятые в англо- и германоязычной маркировках, описаны правила определения машинного и поперечного направления, исходя из указанного в заказе (в том числе и на упаковке) размера листа.

Процедура заказа и поставки

Одним из основных разделов Правил стало описание процессов заказа бумаги. Подчас при заказе материала приходится сталкиваться с недосказанностью или недопониманием достаточно важных деталей.

Очень часто при заказе ролевой бумаги не учитывается общий диаметр намотки и максимально возможный вес роля, в результате чего впоследствии предприятие сталкивается с проблемами при его размотке. Крайне редко оговаривается направление намотки (при том, что в ряде случаев этикеточная бумага может быть намотана мелованным слоем как наружу, так и вовнутрь).

Еще одно принципиальное правило – ролевая бумага всегда оплачивается по весу брутто, то есть покупателю необходимо иметь в виду, что в данном случае он оплачивает вес втулки и упаковочной бумаги.

Надеемся, что подробное описание возможных нюансов позволит избежать неожиданностей в тот момент, когда материал уже изготовлен и доставлен по назначению.

Допуски

Чаще всего споры между поставщиком и покупателем возникают вокруг возможных отклонений параметров бумаги и материалов для печати от «желаемых» значений. Еще раз подчеркиваем: все отклонения и допуски обусловлены особенностями оборудования и условий производства фабрики – изготовителя.

Один из наиболее тонких моментов при оформлении заказа – определение точного количества поставляемой бумаги. Поскольку сухой канцелярский язык сложен для восприятия, остановимся на этом пункте подробнее. Допустим, покупатель заказал 10 тонн бумаги. Вероятность того, что изготовленное количество бумаги будет точно соответствовать этой цифре ничтожно мало – оно будет чуть больше или меньше этой величины (естественно, что покупатель оплачивает точное количество поставленного материала – например 9,5 или 10,5 тонн). Допускаемые отклонения в данном случае обусловлены шириной бумагоделательной машины и кратностью этой величины размеру заказываемой бумаги. Например, при ширине бумагоделательной машины (и, соответственно, мастер-роля) 3,5 метра можно получить 5 ролей шириной 700 или 620 мм (в последнем случае - с большим отходом) или 4 роля размером 840 мм… Вес каждой отдельной упаковки (паллеты или роля) также нестабилен. Для покупателя же важно знать этот допуск для того, что бы определить, достаточно ли будет поставленного количества бумаги для печати тиража или, наоборот, не превысит ли сумма оплаты за поставленную бумагу той, которая была заложена при калькуляции заказа.

По статистике, чаще всего возникают споры вокруг количества листов в упаковке. Дело в том, что ВСЕ без исключения производители ведут учет материалов по весу. Соответственно, и взаиморасчеты между производителем и оптовиком происходят исключительно исходя из массы поставленных материалов. Исключение составляют разве что самоклеящиеся материалы, учитывающиеся в листах или квадратных метрах. В тех случаях, когда оптовик по согласованию с покупателем реализует материал полистно, он предоставляет ему лишь соответствующую сервисную услугу, беря на себя связанные с этим риски.

С другой стороны, на упаковке, как правило, указывается количество листов (для ролевой бумаги – длина бумажного полотна). Но эта величина УСЛОВНАЯ – то есть это та цифра, которая получалась бы при условии, что бумага или картон имеют плотность ТОЧНО соответствующую указанной. К сожалению, при массовом производстве добиться абсолютно точного соответствия плотности заданной цифре практически невозможно.

На основании усредненных производственных допусков, можно говорить, что эта величина колеблется в пределах +/- 5%. Например при заданной цифре 80г/м2, реальная плотность бумаги будет составлять от 76 до 84 г/м2 (к слову сказать, отечественный ГОСТ допускает еще больший разброс этой величины – до 8%, особенно для плотных сортов бумаги и картона). Поэтому, при заданном весе паллеты и большем значении плотности (т.е. когда вес листа оказывается чуть больше), и количество листов окажется меньше. Соответственно, при меньшем весе каждого листа количество листов в упаковке пропорционально увеличивается.

При заказе бумаги можно ограничить минимальное или максимальное значение этого показателя. Так, в приведенном выше примере опорным значением является значение 80г/м2. Клиент при оформлении заказа может потребовать, чтобы это значение не было превышено. В этом случае указанный допуск удваивается: минимальное значение массы будет составлять уже 72,2 г/м2, а «опорным значением» становится 76 г/м2 (76 г/м2 –5% =72,2 г/м2; 76 г/м2+5%=80 г/м2).

Следует заметить, что контролируется вес целой паллеты, а не отдельных пачек, а количество листов в нижних пачках, как правило, превышает количество листов в тех пачках, которые лежат в верхней части паллеты. При превышении условно-расчетного веса паллеты, лишние листы просто снимаются с поддона. На это следует обращать внимание, если для печати используется лишь часть паллеты (или приобретаются всего несколько пачек бумаги или картона). Устройство, упаковывающее листы в пачки контролирует ее высоту, а не вес или количество листов! Справедливости ради надо сказать, что по реальной статистике разброс значений массы 1 г/м2 не так велик и составляет не более 2-3%.

Споры вокруг несоответствия размеров бумаги возникают крайне редко, а по ролевой бумаге нам такие случаи вообще не встречались, и связаны обычно с тем, что размер бумаги (а чаще – картона) колеблется внутри одной упаковки (паллеты). Таким образом, этот раздел нормирует как колебания размеров листа внутри одной упаковочной единицы, так и отклонения от номинальных размеров. Приведенные в документе допуски так же соответствуют усредненным ЗАВОДСКИМ значениям.

Разрешение споров по качеству материалов

Производство есть производство, пусть даже самое совершенное, - рано или поздно на нем возникают какие-то сбои, в результате которых часть продукции может оказаться дефектной. Конечно, существует и многоступенчатый контроль качества на фабрике, и входной контроль качества у оптовиков, но все же какая-то часть некондиционной продукции имеет шанс попасть к потребителю.

До сих пор едва ли не единственными документами, регулирующими подобные споры, были инструкции Госарбитража (разработанные в СССР в начале 70-х годов) по приемке товаров по количеству и качеству. К сожалению, они не учитывают особенностей и требований зарубежных партнеров и международных правил. Предельно усложненные правила документооборота, которые приведены в этих инструкциях, делают их почти неприменимыми в реальных нынешних условиях хозяйственной деятельности предприятий, и попытки клиента компенсировать свои реальные потери от фабричного брака становятся практически бесперспективными.

На наш взгляд, в принятом новом стандарте, с одной стороны, устранены лишние бюрократические формальности, принятые в отечественных положениях, а с другой – четко описаны все требования к документам и «доказательной базе», действительно необходимым для быстрого и объективного решения возникшей проблемы.

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что новый стандарт разрабатывался с целью упрощения многочисленных процедур и достижения взаимопонимания между участниками рынка в вопросах, связанных с заказом и поставкой бумажной продукции.

Сергей Чурусов
Главный технолог «Регент – Арт»

 

Перейти на SBO-PAPER.RU 2019

  

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: