История EUGROPA (EUropaischer Verband fur GROsshandler in Papier, www.eugropa.com) началась около семи лет назад. На данный момент в состав ассоциации входят 18 национальных профессиональных объединений бумажных оптовиков. Через эти объединения EUGROPA представляет около 220 торговых компаний с общим объемом продаж бумаги и картона 13 млн. тонн (в денежном эквиваленте - 14 млрд. евро). Национальные объединения представлены в Совете ассоциации, а ее текущую деятельность контролирует Правление. Россия в лице Содружества бумажных оптовиков была принята в члены EUGROPA в 2001 году. |
Ежегодная конференция Европейской ассоциации бумажных оптовиков (EUGROPA) в этом году проходила в Дублине с 8 по 10 июня. Россию представляли президент Содружества бумажных оптовиков Василий Сенаторов и вице-президент Анастасия Высоткина. Как обычно, главы и управляющие директора крупнейших компаний обсуждали современное положение дел в оптовой торговле бумагой. Открывая конференцию, президент EUGROPA Тронд Свенсен (Trond Svensen) поприветствовал три новые страны, вступившие в ассоциацию: Грецию, Венгрию и Турцию. За последние несколько лет EUGROPA выросла почти вдвое: к концу этого года в ее рядах ожидается уже 24 члена.
К сожалению, особых поводов для оптимизма у участников конференции не было: экономическая ситуация в Европе и США все еще весьма нестабильна и основные финансовые индикаторы не показывают каких-либо признаков роста, - что создает проблемы и в отношении спроса на бумагу и бумажную продукцию. Низкий спрос, в свою очередь, становится причиной усиления конкуренции и падения прибылей. Плановые прибыли в оптовом бумажном бизнесе по итогам 2002 г. упали довольно значительно.
Продажи через склады составили около 5 млн. тонн, что на 3% меньше в сравнении с 2001 годом; прямые поставки сократились на 5%, до 4,8 млн. тонн. Как следствие, соответствующая доля складских продаж выросла, правда, очень незначительно: до 51% от общего тоннажа поставок (в 2000 г. она составляла 50%).
Нынешний год лишь закрепил тенденцию дальнейшего спада: первые пять месяцев продемонстрировали снижение общего тоннажа поставок у европейских оптовиков на 4%.
Поэтому взгляд большинства участников на перспективы 2003 г. был не особенно радужным. Никто не ожидает какого-либо роста потребления бумаги, лишь некоторые надеялись получить те же цифры, что и в прошлом году, но более реалистичным все же представляется дальнейший спад.
Тем не менее, по мнению ряда выступавших экспертов, бумажная торговля, несомненно, имеет будущее, основанное на возобновлении экономического роста и его зависимости от эффективности бизнес-цикла всей бумажной цепи. Сложившиеся условия диктуют необходимость приложить все усилия для повышения рентабельности и привлекательности бумажной промышленности и бумажного бизнеса для инвесторов.
Для публикации в этом номере редакция выбрала выступления Роланда Сингера (Roland Singer), возглавляющего группу компаний «Lecta», и Романа Хохола (Roman Hohol), старшего консультанта AMEC - канадской консалтинговой компании, специализирующейся на лесной отрасли.
Рональд Сингер: «Концентрация неминуема»
Роман Хохол: «У полиграфии есть будущее»
Рональд Сингер: «Концентрация неминуема»
Главный принцип стратегии Lecta Сингер сформулировал таким образом: разумные инвестиции, направленные на наращивание потенциала всех имеющихся в их распоряжении машин, снижение затрат на единицу продукции и увеличение объемов выработки. Для достижения этих целей наиболее разумным решением было оптимизировать и модернизировать существующие машины, а не инвестировать средства в новые. Необходимо было также сфокусироваться на улучшении качества и сервиса для заказчиков, повышении гибкости системы в целом. В результате при довольно скромных инвестициях объемы производства увеличились на 620 000 тонн, при этом Lecta смогла снизить стоимость своей продукции на местных рынках (во Франции, Италии и Испании).
Производство чистоцеллюлозной мелованной бумаги группой компании Lecta (в тыс. тонн)
На момент приобретения предприятия | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | Потенциал | |
Garda (Италия) | 270 | 306 | 307 | 330 | 330 | 350 |
Condat (Франция) | 360 | 425 | 468 | 490 | 545 | 610 |
Torras (Испания) | 410 | 436 | 495 | 535 | 600 | 700 |
Lecta в целом | 1 040 | 1 167 | 1 270 | 1 350 | 1 475 | 1 660 |
‹----------------------------------- + 620 тысяч тонн ---------------------------› |
По мнению Роланда Сингера, бумажная индустрия должна поддерживать баланс предложения и спроса. Оптовики должны так же управлять краткосрочной емкостью рынка, как это делают промышленники. Для этого, во-первых, необходима разумная концентрация: не более 6-7 оптовиков на каждом локальном рынке. Во-вторых, у оптовиков должны быть рычаги воздействия, аналогичные временным остановкам машин, которые при необходимости используют промышленники. Бумажные оптовики контролируют доступ к огромному большинству полиграфических предприятий и вполне в состоянии возмещать затраты и стоимость своего сервиса.
Рональд Сингер предвидит дальнейшую концентрацию рынка: по его мнению, за определенный период времени она приведет к тому, что выживут 6 или 7 больших международных европейских групп бумажных оптовиков.
Роман Хохол: «У полиграфии есть будущее»
Несмотря на широкое распространение электронных средств массовой информации и коммуникаций, печатная продукция все еще доминирует в области рекламы и СМИ. Она остается надежным способом передачи информации и продолжает процветать независимо от растущей популярности Интернета и прочих электронных медиа-форм. Чем объяснить эту тенденцию?
Во-первых, полиграфия не стоит на месте - она активно развивается в технологическом отношении: печать становится лучше, быстрее, дешевле. Во-вторых, критическими факторами успеха в будущем является развитие брэндов и креативность в продвижении товаров и услуг. Проведенное в прошлом году исследование мнения европейских издателей и полиграфистов показало: 73% из них уверены, что экономический рост будет иметь самое большое влияние на развитие рекламы и СМИ.
Более тесная политическая и экономическая интеграция должна увеличить использование печатной продукции - равно как и растущий уровень жизни населения в Европе. Общество в Южной Европе, как ожидается, переймет модели медиа-потребления Северной Европы. Вступление ряда стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз тоже будет позитивным фактором в этом отношении.
Более 80% респондентов на сегодняшний день рассматривают Интернет как дополнительную технологию, которую сегодня можно с успехом использовать в полиграфии, а отнюдь не как угрозу существованию печатных СМИ. |
Интернет - в большей степени инструмент для поиска и хранения информации, нежели средство передачи и распространения серьезного контента и рекламы. Лишь 17% опрошенных полагают, что значимость печатной продукции в ближайшие пять лет упадет - но в отношении десятилетней перспективы так считают уже 32%. Одновременно с этим, подавляющее большинство (более 90%) признают, что роль электронных медиа в этот период будет только возрастать.
Исследования грядущей значимости рекламно-печатной продукции и бумажных СМИ | ... по сравнению с грядущей значимостью электронных медиатехнологий |
|
|
В отношении офисной бумаги Роман Хохол ожидает исторически обусловленного замедления роста потребления. Использование крупными компаниями стандартной бумаги формата A4 фактически стабилизировалось, особенно в Северной Европе.
Более того, уже появились первые признаки того, что развитие интернет-технологий ведет к меньшему объему печати в больших офисах. Цифровое хранение данных распространяется в европейских офисах все более широко. Повседневные внутрикорпоративные документы в ближайшие годы уже не будут распечатываться в таких количествах, как прежде - о чем свидельствуют и данные опроса конечных потребителей. Есть также определенный сдвиг в сторону большего числа цветной продукции формата A4, размноженной на мощных ксероксах, а не на фотокопирах.
Несмотря на то, что в Европе на душу населения употребляется лишь половина объема бумаги стандартных форматов по сравнению с США... | ...респонденты предполагают дальнейшее уменьшение использования бумаги на внутренние нужды 1 |
|
|
1Документы, формы, конверты, канцтовары и т.д. |
Рекламные материалы, буклеты и листовки станут одним из главных двигателей полиграфии в Европе на ближайшие десять лет. |
Соответственно, будет расти сегмент малоформатной бумаги, особенно специализированные виды и форматы бумаги. Высококачественная 6 и 8-цветная печать будет по-прежнему иметь спрос, при этом серьезную конкуренцию офсетной печати составят высококачественные цветные принтеры. Возрастет важность печати по требованию (print-on-demаnd).
Если говорить о печатных СМИ, то в Европе ожидается существенный рост числа специализированных, адресованных определенной аудитории журналов. |
Стремительно набирают популярность адресные рассылки (direct mail). Развитие технологий адресной рассылки (сегментированные списки, управление базами данных) позволяет более четко определять аудиторию, увеличивает эффективность этого способа рекламы, и все большее число компаний использует его в своей работе (см. диаграмму).
Все эти факторы, как ожидается, приведут к росту потребления бумаги полиграфическими фирмами. Ежегодное потребление бумаги будет расти в ближайшее десятилетие на 2,9%.
Что все это означает для отрасли в целом?
Во-первых, необходимо учиться комфортно существовать в условиях зреющего рынка и принимать как должное медленные темпы его роста. Рынки конечного потребления созревают; нужно быть более предусмотрительными и осторожными с наращиванием мощностей. Снижение стоимости станет критическим пунктом для фирм, занимающихся полиграфией; стоит ожидать, что клиенты будут требовать лучшего качества за меньшую цену.
Во-вторых, названные тенденции приведут к необходимости сделать больший акцент на маркетинге и развитии продукции. Сорта и виды бумаги должны соответствовать долгосрочным стратегиям потребителей, а не краткосрочным запросам. Больше времени и усилий понадобятся для того, чтобы эффективно сегментировать конечные рынки, как следствие будет происходить дальнейшая дифференциация бумажных компаний. И, конечно, ни в коем случае нельзя недооценивать сложность задач, стоящих сегодня перед традиционной печатью и бумажным бизнесом.