Производство полиграфической бумаги напрямую зависит от условий ее переработки: показатели качества и технические характеристики материалов обязаны отвечать современным требованиям полиграфии. Но ведь все эти параметры, в свою очередь, продиктованы сложнейшей технологией бумажного производства: Чтобы не возникало споров и домыслов, стандартные характеристики тех или иных видов бумаги или картона, а также возможные допускаемые отклонения утверждаются специальными нормативными документами, адресованными потребителю.
На вопросы о технологии бумажного производства и стандартизации качества отвечает представитель по маркетингу компании UPM Сергей НАОН.
БР: Летом этого года бумажными оптовиками введены в действие «Общие Правила торговли бумагой и картоном», адресованные российскому рынку. Концерн UPM — международная компания, имеющая торговое представительство в том числе и в России. Как Вы оцениваете этот шаг?
Единые Правила торговли бумагой и картоном рекомендованы Европейским Союзом целлюлозно-бумажной промышленности, это грамотное руководство к решению многих, сопутствующих сделке, вопросов, в равной степени учитывающее интересы как продавца, так и покупателя. Правила регламентируют важные количественные и качественные параметры, в частности, допуски по весу, количеству, массе квадратного метра бумаги, формату, предлагают общий алгоритм предъявления и рассмотрения рекламаций. Ввод указанных параметров и допусков не случаен и обусловлен, в первую очередь, особенностями самого бумажного производства. Зачастую взгляды покупателя и продавца на проблему качества поставленного товара не совпадают. Поэтому, во избежание недоразумений, целесообразно все согласовывать еще на стадии заключения контракта на поставку, в том числе, путем включения Единых правил в текст соглашения или ссылки на них. Например, в пункте о сдаче-приемке указывается, что товар считается поставленным согласно контракту, если он по количеству и формату соответствует правилам «General Sales Conditions: version April 1997 for Sales of Paper and Board — GSC». При этом допуски выносятся в отдельное приложение.
БР: Ключевой момент взаимоотношений продавец-покупатель связан как раз с бумажными допусками. Очень часто даже сам факт существования допускаемых отклонений не находит понимания у полиграфистов. Чем обусловлены допуски на размеры или граммаж? И почему на наименьшее контрактное количество (тоннаж) поставки установлены наибольшие допуски?
Необходимость регламентации допусков вызвана, прежде всего, особенностями производства.
В целом процесс производства наглядно представлен на схеме. В принципе, бумагоделательную машину можно рассматривать как некий «обезвоживающий» аппарат, удаляющий воду из бумажной массы путем фильтрации, пресса и сушки. Когда бумажное сырье подается через напорный ящик в сеточную часть машины, оно на 99% состоит из воды, на выходе же бумага в роле содержит лишь порядка 5% воды.
На сеточной части путем вакуумного отсоса удаляется большое количество воды, на конце сетки бумага содержит ~20% волокон и наполнителей и 80% воды. Здесь формируется направление волокон, фактура будущей бумаги, определяются ее прочностные и некоторые другие характеристики. В новых, высокоскоростных машинах, как правило, предусмотрена прямая подача сырья в канал между двумя сетками, что позволяет добиваться более равномерного распределения волокон и наполнителей.
После прохождения пресс-секции остается лишь 50% изначального объема воды, где она удаляется путем прохождения полотна между двумя цилиндрами. В этой секции определяются такие показатели, как пухлость, жесткость, непрозрачность и шероховатость поверхности.
Затем полотно подается в секцию сушки, где проходит между цилиндрами, нагреваемыми паром. При производстве бумаги так называемой машинной гладкости полотно проходит предварительную сушку, затем через меловальную установку и потом уже окончательную сушку. Кроме того, в сушильной части происходит проклейка бумаги, повышающая ее прочностные показатели.
На выходе из бумагоделательной машины наматываются огромные роли — «тамбуры» и, в зависимости от конечного назначения, они подвергаются отдельной обработке в меловальных установках, или проходят суперкаландр. Последний представляет собой вертикальный ряд полированных цилиндров (до 12 шт.), проходя через которые бумага «перенимает» глянец от практически зеркальной поверхности цилиндра, уплотняется и становится максимально ровной.
Финальная стадия производства — нарезка и перемотка «тамбуров» на рулоны требуемого формата и/или дальнейшая нарезка на листы, упаковка готовых рулонов, формирование паллет с нарезанной на листы бумагой.
Исходя из масштабов и сложности процесса, основной задачей производителя является поддержание постоянства задаваемых параметров бумаги, которые, учитывая, что ширина бумажного полотна в машине может достигать 10 метров, варьируются в рамках определенных пределов. Это относится, в частности, к массе одного квадратного метра бумаги. В случае отклонения массы от требуемой на пульт кабины управления поступает сигнал датчика и активируется система большей/меньшей подачи бумажной массы на сеточную часть для возврата на заданный уровень. В каждой секции бумагоделательной машины есть определенный набор датчиков, постоянно считывающих множество показателей (масса 1м2, давление между валами, уровень температуры, натяжение полотна и т.д.). При большей «плотности» контроля датчиков по всей ширине машины обеспечивается более быстрое реагирование на отклонения, и, соответственно, рамки колебаний существенно сужаются.
Говоря о допусках по тоннажу, следует начать с общего алгоритма планирования производственного процесса на фабрике, перед которой стоит непростая задача совместить в производстве множество факторов. Прежде всего — удовлетворить потребность в бумаге заданной спецификации в приемлемые сроки с минимальным отходом и в рамках технических ограничений, связанных с конструкцией самой бумагоделательной машины (минимальная/максимальная допустимая ширина, минимальный/максимальный диаметр, максимальный вес рулона). Например, одна из бумагоделательных машин работает в бесперебойном режиме, выпуская бумагу глянцевую и полуглянцевую, массой от 70 до 130 г/м2. При этом в течение одной недели идет производство бумаги массой от 70 до 130г/м2, а в течение последующей — от 130 до 70 г/м2, далее цикл повторяется. Фабрика аккумулирует заказы и раскладывает ширину бумажного полотна машины на заказанные форматы таким образом, чтобы было как можно меньше отходов в обрезке, стыкуя с датой производства требуемой массы. В силу того, что в данном случае действует своеобразный эффект экономии на масштабах, при прочих равных условиях произвести небольшое количество заданной спецификации сложнее. Это объясняет наибольшие допуски при заказе наименьшего количества. Кроме того, по отдельным видам бумаг цена за тонну при общем малом количестве заказа часто выше, чем при большем заказе аналогичной спецификации.
Добавлю, что при размещении заказа понимается, что указываемое количество должно находиться в пределах принятых допусков, однако, часто делаются дополнительные пометки для фабрики: производство «минимума» или «максимума» в рамках действующих норм.
БР: Расскажите, как контролируется качество продукции на производстве, какие бывают виды брака и в чем их причина? Известно, что внешние повреждения вызваны, как правило, механическими причинами, связанными с моментами перемещения и транспортировки. Какие меры защиты необходимы для этих случаев?
К наиболее распространенным видам брака можно отнести явные, то есть заметные дефекты внешнего вида бумаги («битость», повреждения упаковки), которые возникают в процессе транспортировки при не должной подготовке транспортного средства. Существует ряд условий, которые должны жестко соблюдаться. В частности: пол, стены транспортного средства должны быть чистыми; бумага должна быть надежно защищена от влаги и выступающих элементов конструкции (болтов, и пр.); чтобы избежать сдвигов, бумага загружается плотно, при необходимости увязывается и прокладывается специальными материалами; применяются антискользящие материалы при подготовке пола; вес распределяется равномерно по всей длине транспортного средства и пр.
Второй вид брака — скрытые дефекты, которые обнаруживаются уже в ходе работы на бумаге. Они встречаются на порядок реже, в силу того, что брак, возникший в процессе производства, как правило, не доходит до клиента, а фиксируется контролем качества на фабрике. Например, дефекты проклейки; мелованного слоя; дефекты бумажной основы, возникающие за счет включения посторонних тел в структуру бумаги (конденсация на сеточной части бумагоделательной машины невысохшей капли бумажной массы), неравномерного распределения бумажной массы; дефекты намотки, нарезки и др. Иногда клиент предъявляет претензии к качеству бумаги, которая не связана со скрытыми дефектами, а проблемы в печати, в частности, волнистость полотна при прохождении в печатной машине и, как следствие, несовмещение красок, стали результатом ненадлежащей акклиматизации.