Союз Бумажных Оптовиков

Директора типографий - о ситуации на рынке

В российской полиграфической отрасли все заметнее становятся признаки насыщения рынка. Конкуренция растет, норма прибыли на предприятиях падает. Так ли это? Обратимся к типографиям.

Владимир ШЕСТАКОВ, директор по экономике и планированию ОАО «Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь»:

Начиная с 2002 года — начала производственной деятельности типографии «Пушкинская площадь» — происходит постепенное наращивание производственных мощностей, что приводит к увеличению объемов продаж и снижению доли постоянных затрат на единицу продукции.

Выход на плановую загрузку мощностей, погашение кредитов и процентов по ним явились причиной получения отрицательного финансового результата за 2003 год и 1 полугодие 2004 года.

К 2006–2007 году планируется выйти на плановую рентабельность продаж за счет полной загрузки производственных мощностей и увеличения оборотов по продажам.

 

 

 

Феликс ШАДРУНОВ, директор управления логистики ОАО «Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь»:

Выручка от реализации за три квартала 2004 года составила 207 777 тысяч рублей, в то время как за тот же период 2003 года — 157 327 тысяч рублей, прирост равен 32 %.

Ролевую бумагу мы покупаем у финских производителей:

  • UPM — 85 %
  • M_Real — 15 %

В месяц объем закупок составляет примерно 1 200 тонн ролевой бумаги.

В России практически все крупные потребители ролевой бумаги приобретают ее напрямую у производителей. Исторически финны закрепились на нашем рынке — это обусловлено их территориальной близостью, знанием российского рынка и громадным опытом работы на нем еще с советских времен.

Листовую бумагу (примерно 120 тонн в месяц) типография Пушкинская площадь закупает у производителей (M_Real) и у московских оптовиков. В процентном соотношении это приблизительно 50 на 50. Причина — слишком большая номенклатура для листовых заказов (разные плотности, форматы и наименования бумаги), оперативную доставку которой может обеспечить только оптовик.

Если работать исключительно напрямую, то придется вкладывать слишком большие средства в складские запасы для поддержания номенклатуры, что неразумно с точки зрения бизнеса. Закупки листовой бумаги у производителя идут только на периодические заказы, когда заранее известны параметры бумаги — плотность, формат и количество.

Газетная бумага (около 250 тонн в месяц). Примерно 40 % покупается напрямую у проиводителя — ОАО Соликамскбумпром (через представительство в Москве), оставшиеся 60 % покупаются у дилеров ОАО Кондопога. Второй комбинат неохотно работает с потребителями напрямую, предпочитая дилеров. Кроме того, в настоящий момент «Пушкинская площадь» потребляет не очень большие объемы газетной бумаги, чтобы влиять на политику ОАО Кондопога. Это лучше удается дилерам, благодаря чему и цены у них более приемлемые.

 

 

 

Юрий СМОЛЯР, типография «Финтрекс»:

Норма прибыли в прошедшем году на нашем предприятии уменьшилась приблизительно на 15%, и это связано с развитием конкуренции на полиграфическом рынке. Отрасль развивается, открываются новые типографии, и заказчики уходят туда. Вообще эта тенденция характерна не только для последнего года, она прослеживается достаточно давно. Выход для своей типографии я вижу в увеличении объема производства рекламной продукции, с одной стороны, и с другой — в размещении собственной рекламы в различных СМИ.

Чтобы успевать за рынком и не терять прибыль, необходимо постоянно увеличивать оборот и объем работ. Типография должна работать 24 часа в сутки, тогда прибыль от оборота будет составлять 8–9%. Это нормальная прибыль при хорошем обороте.

 

 

 

Типография «Новости»:

За прошедший год прибыль на нашем предприятии не увеличилась. Это объясняется просто: мы купили оборудование в лизинг и сейчас выплачиваем деньги. Следовательно, прибыли на текущий момент у нас практически нет и не будет еще около трех лет.

 

 

 

Игорь ИВАЩЕНКО, директор типографии «Сенсор-студия»:

Прибыль в нашей типографии уже не первый год уменьшается. Это связано с тем, что появляется все более дешевая цифровая техника и сбивает цены на офсет. Раньше 100 экземпляров офсетных визиток стоили $30, теперь же 100 экземпляров визиток, отпечатанных на цифре, стоят $9. У нас отток клиентов по оперативной полиграфии составил 80%. За последний год разорилось довольно много малых типографий. Чтобы выжить на сегодняшнем рынке, зачастую приходится вливаться в более крупные предприятия, искать инвесторов, переключаться на новые виды работ. Например, не только печатать визитки и рекламные листовки, но и предлагать клиентам услуги по созданию макетов. Тенденция такова, что малая типография постепенно превращается в рекламное агентство с собственной полиграфической базой.

Небольшой офсетной типографии трудно выжить не только в связи с удешевлением цифровой печати. Немалым грузом на бюджет ложится еще и постоянное повышение арендной платы.

Вообще спад можно отследить и по тому, как наша типография закупает бумагу. Если раньше я закупал большое количество бумаги, то сейчас приходится работать под конкретный заказ. Следовательно, увеличились и транспортные расходы. Все эти факторы в случае нашей типографии привели к тому, что мы сейчас вливаемся в новое предприятие. В принципе, выгодно печатать периодику, но сейчас я ограничен в площадях. Вот на новом месте у нас будет и периодика.

Я думаю, что в ближайшем будущем расстановка сил на полиграфическом рынке будет такова: большую долю заказов отберут крупные комбинаты, а маленькие типографии будут существовать в очень жестких условиях. Дорого содержать оборудование, дорого платить за аренду помещения… Конкуренция очень жесткая. Если походить по разнообразным выставкам, можно заметить, что к стендам компаний каждые три минуты подходят менеджеры полиграфических фирм и предлагают свои услуги…

 

 

 

Типография «Дизайн-Финпо»:

На сегодняшний день российский полиграфический рынок очень жесткий. Некоторые старые типографии, сумевшие преобразовать старую схему производства, выжили и встают на ноги. Часть крупных типографий прекратила свое существование, так как полиграфический бизнес для их владельцев был вторичным бизнесом. Сейчас на рынке существуют крупные типографии, у которых в большинстве случаев все в порядке. И мелкие, с которыми ситуация сложнее…

У заказчика зачастую есть уверенность, что уж если он пришел в какую-то типографию, то может сразу отпечатать все, что ему нужно. Заказчику неинтересна специализация типографии. Тогда как в реальной жизни все мелкие предприятия занимают определенную нишу. Одни занимаются высечкой, другие — малотиражным офсетом. Мы, например, занимаемся допечатной подготовкой и цифровой печатью, остальные заказы отдаем.

Несколько лет назад в полиграфию пришло множество непрофессионалов. Особенно много дилетантов пробовали себя в сфере допечатной подготовки. Некоторые в итоге ушли из полиграфии, некоторые постепенно обучились. Таким образом выросли направленные профессиональные команды. Вообще, полиграфический рынок в России по-прежнему очень нестабилен. Во многом это связано с тем, что рассыпаются предприятия самих заказчиков.

Мы много работаем с театрами, и давно заметили, что театральные заказы идут по синусоиде. И когда идет пик театральных заказов, мы начинаем искать новых клиентов.

Что касается приватизации ГУПов, это напоминает мне горбачевскую идею о том, что мы будем бороться с пьянством, и для этого вырубим виноградники. Изначально идея правильная, неправильной она становится в тот момент, когда говорится «Искоренить ВСЕ ГУПы». Потому что есть предприятия, которые действительно выгодно приватизировать, а есть и такие случаи, когда и государству, и типографии выгодно, чтобы они остались в том же виде…

 

 

 

Одна из ведомственных типографий:

Для нас приватизация типографии невыгодна. У нас есть определенный процент (около 40%) ведомственных заказов, которые гарантированно идут каждый месяц. То есть почти половину производства мы можем заранее планировать. Более того, ведомству тоже невыгодно оставаться без своей типографии. Оно точно знает, что его заказы будут напечатаны в срок в любое время и в несколько раз дешевле, чем в любой другой типографии. Кроме того, существует специфика, когда типография много лет выполняет заказы одного заказчика. Например, мы осуществляем для ведомства специальную рассылку. Понятно, что другая типография этого делать не будет, так как для этого нужно брать нового сотрудника.
 

«БИЗНЕС PAPER» №2 ноябрь 2004

 

Перейти на SBO-PAPER.RU 2019

  

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: