В Европе — переизбыток производства
считает генеральный секретарь Европейской ассоциации бумажников EUGROPA Хьюберт Дуйзенс
- По Вашему мнению, существует ли избыток производства мелованной бумаги в Европе и какова загруженность мощностей по ее производству?
- Да, существует определенный переизбыток производства мелованной бумаги в Европе. Загруженность комбинатов при этом в среднем составляет 80% от всех мощностей. Спрос в Европе безусловно низок, но большинство предприятий увеличивают свой экспорт за счет поставок в США (объем приближается к 30%) и поэтому общий объем поставок за последнее время немного вырос (на 1%).
- Как Вы думаете, заинтересованы ли европейские производители в инвестировании российских ЦБК (в отношении именно мелованной бумаги)?
- Некоторые производители бумаги уже вкладывают средства в российские ЦБК (IP и Frantschach/Mondi), однако речь идет прежде всего о бумаге для копировально-множительной техники.
Светлана Александрова
Скоро в России не на чем будет печатать газеты!
прогноз генерального директора ЗАО «Алмаз-Пресс» Марины Переверзевой
- Марина Даниэловна, неужели ситуация на полиграфическом рынке России такая устрашающая? Эти грустные мысли у Вас появились после недавнего Всероссийского конгресса полиграфистов в Санкт-Петербурге?
В конце прошлого года в Госдуме ставился вопрос о внесении изменений в налоговый кодекс и утверждении ставки НДС на оказание полиграфических услуг в области СМИ. Позиция МАП была такова – введение 20% НДС. В результате мы получили дискриминацию: 20% ставки НДС на производство СМИ и книг внутри страны и 10% ставку НДС при импорте готовой полиграфической продукции, произведенной за рубежом по заказу российских издателей. Таким путем растет отток заказов на печатную продукцию за рубеж. В 2001 году Россия импортировала полиграфические услуги по всем сегментам рынка на сумму более 800 млн. долларов! Из них 500 млн. – стоимость бумаги и картона, закупаемого за рубежом. Поэтому необходимо развивать, как, скажем, это давно делают в Финляндии, вертикально интегрированные цепочки – сегменты экономики, которые объединят все сырьевые и перерабатывающие компании и отрасли, задействованные в создании конечного продукта. В нашем случае – это леспромхозы, целлюлозно-бумажные и полиграфические предприятия. Отставание в любом из этих сегментов приводит к потере конкурентоспособности в почти каждом сегменте. И это при том, что в Европе объем полиграфического производства падает, а в России наблюдается рост заказов как в СМИ, так в упаковке, составляющей от 15% до 20% в год. Потребности рынка растут, а мощности отстают; машины, технологии устаревают. При таком развитии ситуации нам на самом деле скоро не на чем будет печатать ежедневные газеты!
- Сложившейся ситуацией и было вызвано Ваше предложение о передаче полиграфической отрасли в ведение Минпромнауки? Это, по-Вашему, изменит ситуацию к лучшему?
Несомненно. Давно пора признать, что полиграфия сформировалась в самостоятельную отрасль промышленности, в которой существуют различные сегменты и есть единство интересов. Иначе мы просто потеряемся на полиграфическом рынке мира. И одна из первоочередных задач – добиться равного таможенного, налогового поля с западными конкурентами. Не менее важно добиться баланса интересов между «печатниками» и «бумажниками»
- Вы считаете, что для успешного развития полиграфической отрасли нужно начать именно с таможенного регулирования?
Приведу пример: есть отдельная проблема в области упаковки. Компаниям, ориентированным на ее производство очень мешает «серый» импорт. Согласно открытым таможенным данным этикеточная продукция, например, ввозится в Россию по стоимости 600-700 долларов за тонну готовой продукции. Хотя бумаги для производства этикеток дешевле 1.400 долларов не найти. Российские типографии платят за бумагу вдвое дороже, чем за готовую продукцию! На конгрессе мы обозначили проблему, теперь будем ждать результата…
Беседовала Ирина Павлюткина