Союз Бумажных Оптовиков

Новости СОЮЗА БУМАЖНЫХ ОПТОВИКОВ

Отчет о поездке на комбинат UPM NORDLAND PAPIER

Легко и приятно писать о бумажных комбинатах, соответствующих лучшим мировым стандартам. Эти предприятия производят продукцию наилучшего качества и являются примером ответственного отношения к окружающей среде, опровергая общепринятые заблуждения по поводу того, что бумажная промышленность не может быть примером экологически рационального производства. Они остаются конкурентоспособными в условиях меняющегося рынка. Но как обеспечить устойчивое будущее? Почему даже в рамках одной компании не все предприятия эффективны и прибыльны? Что происходит с рынком, и как выстраивается стратегия, приносящая результаты? В этой статье я хотела бы рассказать о своих, бесспорно самых лучших, впечатлениях от посещения одного из таких образцово-показательных комбинатов, а также коснуться текущих проблем рынка бумаг для письма и печати.

В ноябре 2014 года UPM организовала очередной пресс-тур для журналистов на комбинат UPM Nordland Papier, в ходе которого представители СМИ посетили бумажное производство и встретились с руководством предприятия. Презентацию бумажного завода и экскурсию по нему провели Klaus Reimann (General Manager) и Dirk Woyt (Production Director).

В очередной раз я хочу выразить личную благодарность российским представителям команды UPM - директору по корпоративным коммуникациям Наталии Малашенко и менеджеру по продажам Юлии Ткачевой, сопровождавшим нас в поездке – за организацию визита, и за очевидное желание сделать нашу поездку не только полезной, но и приятной.

Итак, UPM NORDLAND PAPIER (ГОД ОСНОВАНИЯ – 1967)

UPM NORDLAND PAPIER  

Комбинат находится в г. Дёрпен, в Нижней Саксонии (на севере Германии), на границе с Голландией. Расположение очень удачное, так как великолепная инфраструктура автомобильных, железнодорожных и водных магистралей создает возможность очень быстрого сообщения с национальными и международными рынками. Так, например, сырье на комбинат доставляется преимущественно речным транспортом, готовая продукция заказчикам – автомобильным.


Порт Эмден: «Наш наиважнейший клиент - Nordland Papier AG (Dörpen)»

Seaport Emden   Seaport Emden
Seaport Emden   Seaport Emden

UPM Nordland Papier – с годовой мощностью 1 млн. 400 тыс. тонн - крупнейшее предприятие UPM по производству высокосортной бумаги. Здесь выпускается бóльшая часть мелованной листовой продукции UPM.

В отличие от UPM Kymi, о котором мы уже писали в 2013 году, у комбината нет собственного целлюлозного завода. В производстве бумаги используется целлюлоза, выпускаемая другими предприятиями UPM (как раз финскими), и из Южной Америки.

На комбинате установлены четыре бумагоделательных машины, выпускающие бумагу в широком диапазоне плотностей (от 60 до 400 г/м2). Предприятие производит чистоцеллюлозную бумагу двукратного мелования (WFC) и чистоцеллюлозную немелованную (WFU), с машинной обработкой или суперкаландрированную.

Мощности UPM Nordland Papier:

Бумагоделательные машины:

БДМ №1 – 290 тыс. тонн
БДМ №2 – 180 тыс. тонн
БДМ №3 – 310 тыс. тонн
БДМ №4 – 620 тыс. тонн
                                     

ИТОГО: 1 млн. 400 тыс. тонн в год.

Коутеры:

№1 – 300 тыс. тонн,
№2 – 640 тыс. тонн.

Одно из неоспоримых преимуществ производственного процесса UPM Nordland Papier – высокая гибкость. В отличие от многих других предприятий здесь можно подстраиваться под колебания спроса, выпуская больше/меньше мелованных или немелованных сортов. Так, например, продукцию БДМ №2 способны выпускать и другие машины, а рабочие, ее обслуживающие, могут работать и на других местах. Так что, руководство комбината может не только быстро сориентироваться и перестроить работу при помощи своего многофункционального коллектива, но и, в случае необходимости, провести останов БДМ №2 без ущерба как для клиентов, так и для персонала.

Хочется также отметить безотходность производства. С 2002 года на комбинате ничего не выбрасывают! Отходов на свалку – 0! Забракованная бумага прямо с бумагоделательной машины уходит в повторную переработку. То же происходит с водой – все четыре БДМ между собой сообщаются. Во время останова одной из БДМ вода перенаправляется на другую.

Кстати, проблемы со сточными водами тоже не стоит. Очистные работают превосходно! На выходе очищенная вода прозрачная, абсолютно без запаха – убедиться в этом может любой желающий.


Но вернемся к бумаге.

Контроль качества осуществляется на всех стадиях производственного процесса. Образцы бумаги дополнительно тестируются в лаборатории, где их запечатывают на миниатюрной печатной машине.

В промежутке между производством и последующей обработкой бумага хранится в рулонах.

В свою очередь завод по конечной обработке является крупнейшим в Европе.

Мощность нарезки – 1,25 млн. тонн в год. Здесь установлены 18 листорезательных машин и 2 линии нарезки на офисные форматы DIN A4/DIN A3. Соответственно, возможные форматы нарезки – от А4 до XXL (2800х1600 мм).

Также на комбинате установлены 7 автоматических линий для упаковки паллет и рулонов. По запросу клиентов осуществляется альтернативная упаковка в пачки.

 

ЗАБОТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Трудовой коллектив

В штате Nordland Papier около 1200 сотрудников. График работы предприятия – круглосуточный; смены работают по скользящему графику. Весь персонал квалифицированный, и, как уже говорилось, многофункциональный, т.е. взаимозаменяемый. Существует огромное количество различных обучающих программ: проводятся различные тренинги и семинары (по безопасности вождения, IT, оказанию первой помощи); осуществляется сотрудничество со школами и училищами.

Встретили мы на производстве и наших соотечественников. Мой собеседник сообщил, что трудится на предприятии второе десятилетие - жалоб нет, всем доволен, работой дорожит.

Завод без происшествий

На комбинате, как и во всей компании, огромное внимание уделяется безопасности и охране труда. Уже три года в UPM действует программа «Безопасность шаг за шагом», направленная на снижение показателей производственного травматизма. Для сотрудников проводится инструктаж и специальное обучение по технике безопасности в соответствии с занимаемой должностью.

Профилактика здоровья

Территория завода – зона свободная от курения! Занятия спортом приветствуются и всячески поощряются. Например, в чести корпоративный футбол, волейбол, настольный теннис, бег, пилатес и… даже карты. В административном здании открыт врачебный кабинет, где установлено современное медицинское оборудование и тренажеры. К слову сказать, что оборудовать «кабинет здоровья» позволила победа Nordland Papier в корпоративном соревновании между предприятиями.

 

Фотоотчет

 

ТАК ПРОСТО НЕ УЙДЕМ

Klaus Reimann © noz.de Мы погуляли, посмотрели (ничего не скажешь, немецкий порядок и качество стабильны), порадовались за успехи, оценили достижения, немножко позавидовали благополучию, вкусно поели… и подготовили вопросы (в том числе и каверзные), на которые ответил генеральный директор UPM Nordland Papier Klaus Reimann.

Клаус, можете ли Вы нам сказать, не планирует ли UPM слияния / приобретения / альянсы в секторе печатных бумаг? Ведь предложение превышает спрос, и, чтобы повысить прибыльность, такие шаги уместны для снижения конкуренции. Или динамика сокращения спроса на печатные бумаги отменяет действенность такой стратегии?

— Здесь я могу только апеллировать к уже официально опубликованным анонсам. Как Вы знаете, в ноябре UPM объявила о сокращении мощностей по производству бумаги на 800 тыс. тонн. Если предложение превышает спрос, мы вынуждены принимать непростые решения. Стратегия компании – повышение прибыльности и сокращение постоянных и переменных затрат. Проведение всех запланированных мероприятий позволит закрепить эффективное использование сохранившихся мощностей в Европе.

Уточните, пожалуйста, спектр выпускаемой продукции и объемы? Были ли какие-то изменения в 2014 году (например, какого-то вида бумаг из-за снижения спроса выпустили меньше)? И, кстати, каков коэффициент загрузки производственных мощностей в этом году? Какие сорта (наименования) сняты с производства, какие новые?

— Я могу сказать, наши текущие объемы производства высокосортных бумаг <Прим. СБО: в Европе> превышают 2 млн. тонн, и, конечно, наша цель использовать мощности максимально. У UPM широкий ассортимент хорошо известной, зарекомендовавшей себя и утвердившейся на рынке продукции, и в этом наша сила (текущий ассортимент можно посмотреть в интернете). Мы все время анализируем рынок, чтобы разрабатывать новую продукцию, отвечающую запросам потребителей. И, ко всему прочему, у нашей бумаги расширенная область конечного применения, например ее можно использовать для упаковки.

Можно ли представить картину поставок продукции UPM Nordland? Как по мелованным, так и по немелованным бумагам. Какой процент приходится на страны EU, какие наиболее важные экспортные рынки (если возможно, с указанием долей)? Какова динамика поставок? Как изменилась география за последние несколько лет?

— Наши два комбината – UPM Nordland и UPM Kymi – поставляют продукцию в Европу, Северную Америку и на другие зарубежные рынки. Конечно, большая часть объема продается в Европе, но и рынок Северной Америки стратегически очень важный. Традиционно для UPM Nordland «зоной влияния» считается Германия и соседние страны, для UPM Kymi – Россия и соседние страны. Но это все относительно, так как в реальности мы также отгружаем в Россию продукцию со своего комбината. Продукция наших комбинатов равноценная и взаимозаменяемая, но география поставок, конечно, может отличаться.

Пожалуйста, отдельно уделите внимание России…

— Россия – важный для нас рынок по всему спектру предлагаемой нами продукции. У обоих предприятий значительная доля продаж приходится на Россию, и это поставки на постоянной основе.

Согласно данным Federal Statistical Office, цены на бумагу для полиграфии в Германии последние три года ниже уровня 2010 года. При этом, я полагаю, цены на сырье, энергию и логистику все это время росли. Можно ли указать динамику роста себестоимости продукции? По каким причинам, несмотря на постоянные объявления о повышении европейских цен, эти цены на практике остаются практически замороженными? Как удается UPM Nordland сохранять прибыльность?

— Как я уже сказал выше, UPM представила новую программу повышения прибыльности. Низкие цены на бумагу – проблема всей индустрии. И, конечно, цены надо повышать. В свою очередь UPM Nordland, как и все другие комбинаты, предпринимает много усилий по снижению затрат. Повышение прибыльности – наш долг. А наша гибкость (в том числе это касается и персонала, и производимой продукции) – дело наивысочайшей важности.

Прокомментируйте, пожалуйста, стратегию наращивания присутствия АРР в Европе. Является ли АРР прямым конкурентом UPM на рынке?

— Конечно, мы рассматриваем APP как конкурента. Мы пристально следим за их развитием и шагами, которые они предпринимают на рынке (точно также мы наблюдаем и за другими конкурентами :-) ). Но действия конкурентов мы не комментируем. У нас есть немало своих преимуществ, которые мы должны не только использовать, но и укреплять. Сюда входит и экологическая составляющая, и правила, которыми мы руководствуемся, и доверие наших постоянных партнеров, и т.д., и т.п.

Давайте вернемся снова к России. В начале ноября ЕС объявил России торговый спор по мелованным бумагам и картонам. Как UPM это оценивает? Каких ожидает результатов (перемен), в том числе для себя и российского рынка? Как скоро?

— Спор продолжается, и сейчас трудно делать прогнозы относительно результатов. То, что мы уже заметили, так это изменение курса рубля. К сожалению, это неизбежно приведет к росту цен…

 

 

ЭПИЛОГ. Сегодня в России

Ах, как Вы были правы, Клаус! Сегодня в России мы наблюдаем беспрецедентный рост цен на все виды полиграфических бумаг, в том числе и отечественного производства. Об этом сейчас цен много пишут (достаточно материалов и на нашем сайте), поэтому повторяться не будем.

Если взять импортные бумаги, то по самым грубым подсчетам, только в привязке к курсовой разнице, они обходятся рублевому покупателю как минимум в 1,2 раза дороже, чем в том же ноябре, и в 1,45 раз, чем полгода назад. При этом уже объявили о повышении цен Shandong Chenming, Drewsen Spezialpapiere, Burgo и Sappi.

Доля UPM в общем объеме российских импортных поставок суперкаландрированных, офсетных, офисных, книжно-журнальных (LWC, MWC) и целлюлозных мелованных бумаг весьма и весьма внушительная. Удастся ли UPM в 2015 году удержать объемы поставок на российский рынок на прежнем уровне? Неизвестно. Равно, как неизвестно, насколько снизится объем потребления полиграфических бумаг в России вообще. Поживем – увидим.

Тем не менее, мы желаем успешной деятельности UPM по всем направлениям бизнеса, и на всех рынках. Мы также желаем многие лета «рублевому проекту» UPM  на нашем,  российском рынке.

В общем, с надеждой на лучшее и с пожеланием процветания ВСЕМ НАМ, Ваша Екатерина Кириченко.

Источник: Содружество бумажных оптовиков

27.02.2015

Перейти на SBO-PAPER.RU 2019

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Система Orphus
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: