Союз Бумажных Оптовиков

Индустрия СМИ

Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с делегатами Общероссийской Конференции 18 июня 2002 г.

Добрый день, уважаемые друзья!

Министр рассказал, что завтра собирается конференция и достаточно представительная: более 800 человек, практически со всех регионов страны — от Владивостока до Калининграда. И это, конечно, свидетельствует об осознании корпоративных интересов и о попытке осмыслить, сформулировать общие позиции и, прежде всего, во взаимоотношениях с государством. Я искренне желаю успеха в вашей работе.

Многие годы индустрия СМИ была связана, главным образом, с политикой и борьбой интересов, но ничего удивительного в этом нет. Я бы сказал, что это общее место во всех странах. У нас, к сожалению, была определенная особенность, которая, на мой взгляд, заключалась в том, что СМИ не были самостоятельным бизнесом, доходным бизнесом, в полном смысле этого слова, а использовались как инструмент борьбы для обеспечения политических преимуществ в конкурентной борьбе в совсем других, гораздо более доходных секторах экономики. Я абсолютно убежден, что вы со мной согласны, не знаю, что вы будете говорить вслух, но на самом деле это так.

Сегодня в развитии информационного бизнеса начинается качественно новый этап. Во всяком случае, это видно, в том числе, из тематики вопросов, которые, как мне рассказал Михаил Юрьевич Лесин, будут подниматься завтра на конференции. Речь идет о превращении индустрии СМИ в современную рыночную отрасль национальной экономики, отрасль, которая обладает не только собственным потенциалом роста, но и способна стимулировать развитие передовых технологий, производств в других сферах. Конечно, без экономической самостоятельности СМИ, я об этом публично говорил уже много раз, невозможно реализовать конституционное право граждан на получение достоверной информации.

Я думаю, что многим коллегам, в том числе, присутствующим здесь удавалось за последние годы сделать свою работу действительно прибыльной, самодостаточной и независимой, за редким исключением. Между тем, развитие бизнеса в этой сфере сталкивается с теми же системными проблемами, что и в других отраслях. Деловую активность тормозят неадекватность нормативной базы, административные барьеры и отсталость технологии. Хотел бы обсудить с вами те направления работы, где от действий и позиций государства во многом зависит становление цивилизованного медиа-бизнеса. Прежде всего, это создание четкой законодательной базы. Сегодня многие положения «Закона о СМИ», других отраслевых актов вступают в противоречия с нормами гражданского, трудового, административного права. Законодательная непоследовательность препятствует привлечению добросовестных, стратегических инвесторов в этот сектор экономики. Кроме того, это один из поводов внутрикорпоративных конфликтов, которые проходят скрытно или выплескиваются на слушателей и зрителей. Но это питательная почва для произвола чиновников. Часто поднимается вопрос о законодательных нормах, действующих для иностранного капитала на отечественном медиа-рынке. Я думаю, что эта тема обсуждается, наверняка, и у вас в цехе. И я с удовольствием бы послушал ваше мнение на эту тему.

Вы знаете, что во многих странах существует определенное ограничение на деятельность иностранного капитала в отдельных секторах, которые наиболее чувствительно влияют на общенациональную аудиторию и, безусловно, относятся к информационной политике государства. Однако эта тема тонкая. И осуществление этой позиции не должно препятствовать развитию самого бизнеса. И я с удовольствием, повторяю, услышал бы ваше мнение по этому вопросу.

Полагаю, что нам необходимо разобраться со сложившимися диспропорциями в налоговом и таможенном режимах. Уверен, что здесь будет много вопросов. Бытовавшая практика выборочного предоставления льгот привела к деградации целых сегментов индустрии СМИ. Сегодня наши издатели размещают заказы за рубежом на сотни миллионов долларов в год, а отечественная полиграфическая база лишается рыночных источников для развития и технического перевооружения. Серьезная задача — развитие технологической инфраструктуры, а фактически — создание условий для свободного использования участниками рынка средств передачи, тиражирования, распространения информации. Конечно, многие вопросы связаны с общей неразвитостью средств связи и почтовых служб, систем теле- и радио-коммуникаций. Эти проблемы приводят к монополизму и диспропорции цен, в целом снижают качество и разнообразие информационных услуг. Любопытно было бы и на эту тему с вами поговорить. Многие вещи в этой сфере нами получены из прошлого, но сейчас она достаточно активно развивается. Давайте пообсуждаем, какими вы видите приоритеты развития в этой области.

Положение на рекламном рынке. Прошло уже много лет, но он по-прежнему монополизирован и мало диверсифицирован. Участие региональных средств массовой информации на рекламном рынке явно не пропорционально их месту и охвату аудитории, а также роли региональных средств массовой информации в жизни страны. Сложившееся положение делает массовые местные СМИ крайне зависимыми от местных и федеральных дотаций или от каких-то корпоративных интересов, которые к бизнесу СМИ прямого отношения не имеют. Доходы от рекламы — важнейший источник благополучия страны. Мы хорошо знаем об этом. Доступ на этот рынок должен быть максимально прозрачен и избавлен от административных барьеров. В этой сфере следует наводить порядок, задавать четкие и разумные законодательные правила. Эта тема для совместной работы законодателей, антимонопольных органов, Минпечати, профессиональных организаций медиа-сообщества. Я знаю, что серьезное внимание отечественный медиа-бизнес уделяет работе на международных рынках. Хочу это отметить, и это официальная позиция нашей страны, нам прежде всего, с учетом приоритетов нашей внешней политики, интересны информационные рынки стран бывшего СССР. Полагаю, что в этом вопросе нужна тесная, совместная работа государства и бизнеса. Это не только экономический, как я уже сказал, вопрос, но и вопрос информационной политики России и наших отношений с соотечественниками в ближнем зарубежье.

В заключение несколько слов о механизмах самоорганизации отрасли. Насколько мне известно, этот вопрос тоже будет завтра затрагиваться. Именно на уровне отраслевых ассоциаций могут и должны вырабатываться принципы профессиональной этики. К сожалению, до сих пор мы наблюдаем определенный дефицит. Я стараюсь на это вообще не реагировать, чтобы не вызывать ненужных эмоций. Я очень рассчитываю на то, что корпоративные объединения, прежде всего, в области СМИ сами выработают определенный Кодекс чести и поведения. Рассчитываю, что сегодняшняя встреча да и конференция в целом может быть хорошим стартом.

Я благодарю вас за внимание.

«БИЗНЕС PAPER» №3 август-сентябрь 2002

 

Перейти на SBO-PAPER.RU 2019

  

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
Ctrl+Enter
Или выделите текст, и нажмите кнопку ниже: